Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Жан-батист люлли причина смерти, от чего на самом деле умер композитор. Жан-батист люлли: о музыке Жан батист композитор

Выходец из Италии, которому суждено было прославить французскую музыку – такова судьба Жана-Батиста Люлли. Основоположник французской лирической трагедии, он сыграл ключевую роль в становлении Королевской академии музыки – будущего театра Гранд-опера.

Джованни Баттиста Лулли (именно так именовался будущий композитор при рождении) – уроженец Флоренции. Отцом его был мельник, но происхождение не помешало мальчику увлечься искусством. В детские годы он проявлял разносторонние способности – танцевал, разыгрывал комические сценки. Некий монах-францисканец наставлял его в музыкальном искусстве, и Джованни-Батиста научился прекрасно играть на гитаре и скрипке. Удача улыбнулась ему в четырнадцатилетнем возрасте: на талантливого юного музыканта обратил внимание герцог де Гиз и взял его в свою свиту. Во Франции музыкант, именовавшийся теперь на французский манер – Жан-Батист Люлли – стал пажом принцессы де Монпансье, сестры короля. В его обязанности входило помогать ей практиковаться в итальянском языке, а также развлекать игрой на музыкальных инструментах. Одновременно Люлли ликвидировал пробелы в музыкальном образовании – брал уроки пения, композиции, осваивал клавесин, совершенствовался в игре на скрипке.

Следующим этапом карьеры стала работа в оркестре «Двадцать четыре скрипки короля». Но Люлли покорял современников не только игрой на скрипке, он еще и танцевал прекрасно – настолько, что в 1653 г. юный король пожелал, чтобы Люлли вместе с ним выступил в балете «Ночь», поставленном при дворе. Знакомство с монархом, состоявшееся при таких обстоятельствах, позволило ему заручиться поддержкой короля.

Люлли был назначен на должность придворного композитора инструментальной музыки. Его обязанностью в этом качестве было создание музыки к балетам, которые ставились при дворе. Как мы уже видели на примере «Ночи», в этих постановках выступал сам король, не отставали от Его Величества и придворные. Сам Люлли тоже танцевал в спектаклях. Балеты той эпохи отличались от современных – наряду с танцами в них присутствовало пение. Первоначально Люлли занимался только инструментальной частью, но со временем стал отвечать и за вокальную составляющую. Он создал немало балетов – «Времена года», «Флора», «Изящные искусства», «Деревенская свадьба» и другие.

В то время, когда Люлли создавал свои балеты, весьма успешно развивалась карьера Жана-Батиста Мольера. Дебютировав во французской столице 1658 г., по прошествии пяти лет драматург удостоился солидной пенсии от короля, более того – монарх заказал ему пьесу, где он сам мог бы выступить в качестве танцора. Так родилась балетная комедия «Брак поневоле», высмеивающая ученость и философию (пожилой главный герой намеревается жениться на юной девушке, но, сомневаясь в своем решении, обращается за советом к людям образованным – однако ни один из них не может дать вразумительного ответа на его вопрос). Музыку написал Люлли, в работе над постановкой наряду с самим Мольером и Люлли работал Пьер Бошан. Начавшись с «Брака поневоле», сотрудничество с Мольером оказалось весьма плодотворным: были созданы «Жорж Данден», «Принцесса Элиды» и другие комедии. Самым известным совместным творением драматурга и композитора стала комедия «Мещанин во дворянстве».

Будучи итальянцем по происхождению, Люлли скептически относился к идее создания французской оперы – по его мнению, французский язык не подходил для этого исконно итальянского жанра. Но когда была поставлена первая французская опера – «Помона» Робера Камбера – ее одобрил сам король, что заставило Люлли обратить внимание на этот жанр. Правда, произведения, которые он создавал, именовались не операми, а лирическими трагедиями, и первой в их ряду стала трагедия «Кадм и Гермиона», написанная на либретто Филиппа Кино. В дальнейшем были написаны «Тезей», «Атис», «Беллерофонт», «Фаэтон» и другие. Лирические трагедии Люлли состояли из пяти актов, каждый из которых открывался развернутой арией одного из главных героев, а в дальнейшем развитии действия речитативные сцены чередовались с короткими ариями. Речитативам Люлли придавал большое значение, а при создании их ориентировался на манеру декламации, присущую актерам-трагикам того времени (в частности, знаменитой актрисы Мари Шаммеле). Завершался каждый акт дивертисментом и хоровой сценой. Французская лирическая трагедия, у истоков которой стоял Люлли, отличалась от итальянской оперы – танцы играли в ней не менее важную роль, чем пение. Увертюры тоже отличались от итальянских образцов, они строились по принципу «медленно-быстро-медленно». Певцы в этих спектаклях выступали без масок, еще одним новшеством стало введение в оркестр гобоев и труб.

Творчество Люлли не ограничивается операми и балетами – он создавал трио, инструментальные арии и другие сочинения, включая духовные. Одно из них – Te Deum – сыграло роковую роль в судьбе композитора: управляя его исполнением, Люлли случайно повредил себе ногу баттутой (тростью, которой в то время отбивали ритм), и рана послужила причиной смертельной болезни. Композитор умер в 1687 г., не успев завершить свою последнюю трагедию – «Ахилл и Поликсена» (закончил ее Паскаль Коллас, ученик Люлли).

Оперы Люлли пользовались успехом до середины XVIII столетия. В дальнейшем они сошли со сцены, но интерес к ним возродился в ХХI веке.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Жан-Батист ЛЮЛЛИ в своих операх, носивших название «tragedie mise en musique» (буквально «трагедия, положенная на музыку», «трагедия на музыке»; в русском музыковедении часто используется менее точный, но более благозвучный термин «лирическая трагедия»), Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение - хору. Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет, оказав влияние на дальнейшее развитие жанра. Певцы в операх при Люлли впервые стали выступать без масок, женщины - танцевать в балете на публичной сцене; трубы и гобои впервые в истории были введены в оркестр, а увертюра, в отличие от итальянской (allegro, adagio, allegro), получила форму grave, allegro, grave. Кроме лирических трагедий перу Люлли принадлежит большое число балетов (ballets de cour), симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов.

Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия.
Р. Роллан

Ж. Б. Люлли - один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. В историю национальной оперы Люлли вошел и как создатель нового жанра - лирической трагедии (так называлась во Франции большая мифологическая опера), и как выдающийся театральный деятель - именно под его началом Королевская академия музыки стала первым и главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera.


Люлли родился в семье мельника. Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который ок. 1646 г. увез Люлли в Париж, определив на службу к принцессе Монпансье (сестре короля Людовика XIV). Не получивший музыкального образования на родине, умевший к 14 годам лишь петь и играть на гитаре, Люлли занимался в Париже композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и особенно любимой им скрипке. Молодой итальянец, добившийся благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили - "играть на скрипке как Батист", он скоро вошел в знаменитый оркестр "24 скрипки короля", ок. 1656 г. организовал и возглавил свой малый оркестр "16 скрипок короля". В 1653 г. Люлли получил место "придворного композитора инструментальной музыки", с 1662 г. он уже суперинтендант придворной музыки, а еще через 10 лет - владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки "с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля". В 1681 г. Людовик XIV удостоил своего любимца дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Скончавшийся в Париже, Люлли до конца дней сохранил положение абсолютного властителя музыкальной жизни французской столицы.

Творчество Люлли развивалось преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе "Короля-солнце". Прежде чем обратиться к опере, Люлли в первые десятилетия своей службы (1650-60 гг.) сочинял инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т. п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям ("Больной Амур", "Альсидиана", "Балет Насмешки" и др.). Постоянно участвуя в придворных балетах в качестве автора музыки, постановщика, актера и танцора, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонационные и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогло композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры, режиссуры и т. п. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера ("Брак поневоле", "Принцесса Элиды", "Сицилиец", "Любовь-целительница" и др.), исполняет роли Пурсоньяка в комедии "Господин де Пурсоньяк" и Муфти в "Мещанине во дворянстве". Долгое время остававшийся противником оперы, считавший, что французский язык непригоден для этого жанра, Люлли в начале 1670-х гг. круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг. он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых "Кадм и Гермиона", "Альцеста", "Тезей", "Атис", "Армида", "Ацис и Галатея"). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тот тип национальной оперы, который на протяжении нескольких десятилетии господствовал во Франции. "Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинства французского искусства", - пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

Стиль лирической трагедии Люлли формировался в теснейшей связи с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактной композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, страсти и долга) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж. Расина. Не менее важна связь лирической трагедии с традициями национального балета - большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, празднества, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Возникшая во времена Люлли традиция введения балета оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких столетий. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII- начала XVIII в. (Г. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др.). Сочинявшиеся в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII в. получил особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т. н. "французская" увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

Во второй половине XVIII в. лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом острейших дискуссий, пародий, осмеяния ("война буффонов", "война глюкистов и пиччиннистов"). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как обветшавшее, безжизненное, напыщенно-помпезное. Вместе с тем творчество Люлли, сыгравшее определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов (Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), тяготевших к монументальности, патетике, строго рациональной, упорядоченной организации целого.

Жан Батист Люлли

Великий французский композитор Жан Батист Люлли родился в 1632 году во Флоренции в семье мельника. Спустя 12 лет мальчик был привезен герцогом Гизом в Париж и определен в штат придворной прислуги поваренком. Но даже в таких условиях Жан умудрился проявить свои выдающиеся музыкальные способности, научившись самостоятельно играть на скрипке и гитаре. Благодаря таланту мальчик снискал покровительство некоторых приближенных к королю лиц, которые предоставили ему возможность брать уроки игры на скрипке. Люлли же, в свою очередь, будучи самолюбивым и тщеславным человеком, задался целью завоевать себе лучшее положение. Забегая вперед, отметим, что это ему вполне удалось, благодаря колоссальной энергии, заложенной в него самой природой.

Жан Батист Люлли

Людовик XIV, узнав о необычном таланте юного поваренка, обратил на него свое внимание. Через некоторое время Люлли по воле правителя Франции стал членом и инспектором придворного оркестра «24 скрипки короля». Свои обязанности он исполнял настолько хорошо, что король поручил ему устроить новый, малый оркестр «16 скрипок короля». Люлли, с желанием взявшись за дело, вскоре добился того, что малый оркестр под его умелым руководством затмил большой.

Не ограничиваясь лишь дирижерской работой, Люлли писал для своего оркестра различные пьесы, стремясь усовершенствовать оркестровую игру. Проявив себя таким образом уже как композитор, он удостоился чести создать балет на сюжет Мольера (в этом представлении должен был принять участие сам Людовик XIV).

Естественно, такое возвышение никому не известного флорентийца, не отличавшегося к тому же знатностью происхождения, вызвало много толков при дворе. Некоторые пытались так или иначе оттеснить Люлли в тень, целая плеяда поэтов во главе с Лафонтеном писала на него злые сатиры, но тот, завоевав симпатии Расина, Мольера и находясь под покровительством самого короля, чувствовал себя в безопасности.

С 1672 года музыкальное направление Люлли резко изменилось: став во главе французской оперы, он проявил весьма энергичную деятельность как дирижер и оперный композитор. Познакомившись в это время с поэтом Кино, Люлли стал с ним сотрудничать и сочинил несколько опер, из которых в первую очередь нужно назвать следующие: «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Исида», «Психея», «Персей», «Армида», оперы-балеты «Триумф любви», «Храм мира», «Идиллия мира».

Люлли внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства, первым из музыкантов установив форму увертюры и введя в оркестр новый инструмент – литавры. Он не достиг в своих произведениях полной законченности вокальных форм, но внес в оперную музыку большое разнообразие инструментовки, хотя и несложной, но красивой и оригинальной.

Кроме того, Люлли считается основателем французской национальной оперы. Он стремился усилить с помощью музыки драматические эффекты, для чего подчинял мелодии слову. Для большего блеска спектакля он ввел в оперу балет. Также композитору принадлежит множество симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисменты и увертюры.

Следует заметить, что все оперы Люлли, благодаря эффектным постановкам, хорошему либретто и удачной музыкальной иллюстрации текста, продержались на сцене почти 100 лет.

Композитор, возможно, сделал бы для музыки еще больше, но несчастный случай оборвал его жизнь. Будучи от природы человеком увлекающимся, Люлли, разучивая со своим оркестром «Te Deum», предназначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, ушиб себе дирижерской палочкой ногу. Эта неосторожность привела к тяжелой болезни, а отказ музыканта от операции стал роковым: его состояние здоровья все ухудшалось и, наконец, наступила развязка – смерть. Данные события происходили в Париже в 1687 году.

Биографы приводят много интересных фактов из жизни Люлли. Вот, например, один из них: посетивший композитора незадолго до его кончины духовник советовал ему в знак раскаяния в своей греховной деятельности музыканта сжечь партитуру последней оперы. Люлли согласился исполнить требование священника, предварительно спрятав расписанные на голоса партии этой оперы.

Жан-Батист Люлли (фр. Jean-Baptiste Lully ; 28 ноября 1632 года, Флоренция - 22 марта 1687 года, Париж) - французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения (Джованни Баттиста Лулли , итал. Giovanni Battista Lulli); создатель французской национальной оперы, крупнейшая фигура музыкальной жизни Франции при Людовике XIV.

Биография

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

В 1653 году в борьбе против Людовика XIV терпит поражение Фронда, в которой мадемуазель де Монпансье принимала активное участие. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности, а спустя три месяца танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. В то же время учился у Н. Метрю, Н. Жиго, Ф. Робердэ и, возможно, у Ж. Кордье (скрипка). Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.

Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650-60-х годов - балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты - играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).

Порой - особенно при Людовике XIII - темы их могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. «французская увертюра» (grave-allegro-grave - в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии - всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» - также впервые в истории - композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.

В 1655 году Люлли возглавляет оркестр «Малые скрипки короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 году он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином») и получает должность «композитора камерной музыки». В 1662 году, когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская. Брак был заключён по требованию короля, которому надоело отчитывать придворного композитора за гомосексуальные «шалости».

В 1658 году в Париже дебютирует Мольер. В 1663 году Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют «Брак поневоле» (1664), «Принцессу Элиды» (1664), «Любовь-целительницу» (1665), «Жоржа Дандена» (1668), «Господина де Пурсоньяк» (1669), «Блистательных любовников» (1670) и «Психею» (1671, в сотрудничестве с Корнелем). 14 октября 1670 года в замке Шамбор впервые представлена их самая знаменитая совместная работа - «Мещанин во дворянстве» (28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия). Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли, сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».

Жана-Батиста Люлли в мире музыки запомнили, как величайшего французского композитора, а также гениального скрипача и одного из лучших дирижеров. В историю он вошел, прежде всего, как творец французской национальной оперы. Еще его называют одним из самых ярких представителей музыкальной культуры французского барокко. Умер Люлли в далеком 1687 году. Его кончина до сих пор не оставляет равнодушным ни одного современника. Многие интересуются, какой предмет стал причиной смерти Жана Батиста?

Семья, в которой родился Жан, была самой обычной. Отец – простой мельник Лоренцо ди Мальдо Люлли, а мать – домохозяйка Катерина дель Серо. Любовь к музыкальному искусству проявилась уже в ранние годы. Вначале это был интерес к таким музыкальным инструментам как скрипка и гитара. Интересно, что на первых порах мальчишка обучался музыке у одного из монахов. Смышленый ребенок не только играл, а и еще задорно танцевал.

Впервые оказался на французской земле Жан Люлли в 1646 году. В страну он приехал, будучи слугой мадемуазель де Монпансье. Ему удалось очень быстро войти в доверие к хозяевам, и его приставили пажом к Монпансье.

Талант музыканта не мог не оценить и сам король. В 1661 году именно с его легкой руки Люлли дана должность главного инспектора инструментальной музыки. Его служба при королевском дворе началась сказочно – он создавал музыку к балетам, а также сам танцевал под нее с королем и придворными. Если прежде ему доверяли исключительно инструментальную часть, то спустя время он уже мог руководить и вокалом. Через четыре года Жан Люлли стал руководителем известного оркестра под названием «Малые скрипки короля».

Через год изменился и семейный статус музыканта: он женился на дочери одного из известнейших в то время композитора Мишеля Ламбера – Мадлен.

Последняя опера великого музыканта «Армида» впервые была исполнена в начале 1686 года. Премьера состоялась в самом сердце Франции – Париже.

В последние годы своей жизни музыкант не был близок к королю как прежде по той причине, что новая королева не любила оперу и театр.

Умер Жан-Батист Люлли в следствии образования гангрены в 1687 году.

Творчество

Творческий путь великого французского композитора многогранный, как, впрочем, и сама его личность. Все началось, как это часто бывает, в детстве. Еще будучи мальчишкой, Жан полюбил музыку и понял, что хочет связать с ней свою жизнь. Игра на гитаре, скрипке, танцы – все это увлекало маленького непоседу и позволяло окружающим рассмотреть его талант.

Спустя годы одаренного Жана заметил и сам король. Более того, музыкант создавал музыку для главной персоны страны. Живя в окружении роскоши и всеобщего обожания было невозможно не творить, что, собственно, и делал талантливый Люлли.

Сотрудничество с не менее одаренными композиторами и поэтами приносило свои плоды – рождались новые гениальные произведения. Один из таких ярких примеров – плодотворное сотрудничество с Мольером. На его либретто были написаны «Брак поневоле», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница» и многие другие не менее гениальные произведения. Осенью 1670 года в старинном замке Шамбор состоялась премьера наиболее популярной работы «Мещанин во дворянстве».

Первой оперой композитора можно назвать «Кадм и Гермиона». Ее великий гений написал на либретто Филиппа Кино.

Оперы талантливого Люлли называли не иначе как лирическая трагедия. Своим музыкальным оформлением он стремился еще больше усилить драматические составляющие. Все произведения Люлли были популярными не только во Франции, а и в других странах Европы на протяжении ста лет. Более того, они оказывали значительное влияние на развитие французской оперной школы.

Именно во времена великого композитора певцы во время опер сняли маски, а женщины теперь танцевали в балете на публичной сцене. Кроме того, впервые в оркестре появились такие инструменты как трубы и гобои. Важно отметить и то, что Люлли является создателем не только лирических трагедий, а и симфоний, балетов, арий, увертюр и мотетов. Творческое наследие великого французского гения действительно неоценимое.

Семья

В 1662 году маэстро Жан-Батист Люлли по желанию короля женился на Мадлен, дочери одного из известных на то время композиторов. Спустя время у пары родились дети – сыновья Луи и Жан-Луи. Они также, как и их отец стали музыкантами и авторами опер.

Причина смерти

Почему умер Жан-Батист Люлли, какая причина смерти – эти вопросы и сегодня волнуют многих поклонников его творчества. Оказывается, 8 января 1687 года музыкант дирижировал одним из лучших своих произведений в честь хорошего самочувствия самого короля. В тот день он наконечником собственной трости поранил свою ногу, которой, собственно, и отбивал такт. Спустя время полученная рана преобразовалась в нарыв, а позже и вовсе перешла в гангрену. Уже 22 марта 1687 талантливый композитор умер.

© 2024 Строительный портал - PvaStudio