Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Апостол Матфи́й. Святой апостол матфий (†ок.63) Апостол христов матфий заменивший иуду

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).

Избрание святого Матфия в число двенадцати апостолов

По отпадении Иуды лик 12-ти апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» - свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения.

Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.

По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси.

Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем он ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от "людоедов" (скифов?).

По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне - с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.

Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья.

Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу - тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.

Мученическая кончина святого апостола Матфия

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу.

Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует!» - яростно кричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей».

После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит - "Дом побиенных каменьями". Сюда привели и Матфия. Два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, при этом апостол попросил, чтобы первые два брошенные камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу.

Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти.

Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. (По греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Иногда путают имена двух апостолов: евангелиста Матфея (Левия) и Матфия. Различия в их именах можно увидеть, посмотрев их перевод с арамейского. Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним.

Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Мощи святого апостола Матфия в Трире

Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых в Германию императрицей Еленой, хранится в городе Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.

Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола).

Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире в средние века почитание св. Матфия было очень развито. В немецком городе Госларе чеканили из серебра, добываемого в горном массиве Гарц, монету Матфия (мафирий).

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою… и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда… И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Страдание святого Апостола Матфия

Святой Апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру, собрал учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, – но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов, о которых в Евангелии говорится: "Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим" (Лк.10:1); после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Матфий был причтен к сонму двенадцати Апостолов. По отпадении Иуды от лика двенадцати Апостолов, последний, – так как вместо Иуды никто не был избран, – утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати, поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с Апостолами во всё время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших Апостолов был цел и неизменен. "И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою… и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда… И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" (Деян.1:23-26), как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых Апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской; святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру, впрочем, не только среди Иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово.

Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем, но укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения. По некоторым же известиям святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым Апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этою отравой, – их было более двухсот пятидесяти человек, – исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Диавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия, так как он уничтожает почитание бесов; когда же они хотели схватить святого Апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой Апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их; они, связав его, заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами, но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь, ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и Апостол снова встал среди народа, еще с большею безбоязненностью проповедуя имя Христово, когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их, оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились.

Затем Апостол Христов снова возвратился в жребий свой, – в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу Иисусу Христу, возвещая им Слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим слух, умирающим жизнь, восстанавливал хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и образах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.

В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, – гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого Апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого Апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав синедрион и призвав на суд святого Апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами:

– Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это – не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших и по ненасытному корыстолюбию, – скорее мучительству, – римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа: вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя, таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв, с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назарянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона, за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон дан был Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророка, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея с Богом, как с человеком беседовавшего? кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елисея ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако не один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус, – присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом, говорили исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами, сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и – что всего печальнее, – галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол, – если нет возможности избежать обоих, – следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти, но пусть сначала сам в себе размыслит, – мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправлении его желаем, – и из двух пусть изберет одно, – или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранит жизнь, или именоваться христианином и умереть.

В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал: Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, – для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез пророка, что в последние дни "назовет рабов Своих новым именем" (Ис.65:15).

Первосвященник Анан возразил: Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах?

– Если послушаете меня, – ответил святой Матфий, – я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.

Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени из воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: "и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его" (Пс.71:17), – как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх.3:2), о Которой предсказал Исаия: "се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14), то есть с нами Бог. Моисей то же ясно предвозвестил о Христе, говоря: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте" (Втор. 18:15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил и Исаия: "как овца, веден был на заклание" (Ис.53:7) и: "и к злодеям причтен был" (Ис.53:12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного воскресения Господня.

Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфею: – Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: "если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: "пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им"… И пророка того или сновидца того должно предать смерти?" (Втор.13:1,2,5).

Святой Матфей отвечал: – Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он – Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его, поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени.

– Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? – спросил первосвященник.

– Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, – отвечал святой Апостол. – Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назарянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его.

Тогда первосвященник, затыкая уши и скрежеща зубами, закричал: – Хулит! хулит! Пусть выслушает закон!

Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: "Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его всё общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля" (Лев.24:15-16).

По прочтении этого места, первосвященник сказал Апостолу Христову: – Твои слова свидетельствуют против тебя, кровь твоя падет на голову твою.

После этого первосвященник осудил святого Матфия на побиение камнями, и Апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть, дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям:

– Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: "толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную" (Пс.93:21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иез.13:19). После этих слов Апостола Христова два свидетеля, – как требовал того закон, – положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в святого Матфия, причем, последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого Апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика, они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, – точно Апостол Христов был противник кесаря. Так, подвизаясь добрым подвигом, святой Апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело Апостола, с честью предали его погребению, воссылая славословия Господу нашему Иисусу Христу, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания:

По греческим минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Глава св. Матфия была в Царьграде в храме св. Апостолов в 1200 г., как свидетельствует наш русских паломник Антоний. Теперь глава и часть мощей показываются в Риме, другая часть в Трире и Павии.

22 августа Православная церковь вспоминает апостола Матфия. Он был среди 70 не названных учеников Христа, но стал одним из 12 ближайших, заменив Иуду.

Встреча

Имя Матфия упоминается в новозаветных текстах один раз, и связано это с примечательным эпизодом. После отпадения и предательства Иуды апостолы выбирают себе 12-го брата, чтобы восстановить число, заповеданное Христом.

«Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус… был вместе с нами свидетелем воскресения Его», - говорит апостол Петр. И тогда перед ним ставят двоих: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Апостолы молятся и просят Бога выбрать одного из приведенных на место отпавшего Иуды. Бросают жребий - жребий выпадает Матфию, и его причисляют 12-м к кругу ближних.

Известно, что, помимо 12 ближайших учеников, Христос избрал еще 70. Он послал их вперед себя по двое в города с проповедью о наступлении Царствия Божьего. Матфий - хотя его имя не упоминается, но это становится очевидным из сцены его выбора - был одним из них. Почему и за какие заслуги именно ему выпала честь стать 12-м? Ответ на этот вопрос пытаются дать составленные позже жития.

Вот что они сообщают: с детства Матфий, родившийся в Вифлееме, изучал закон Божий и жил праведно. Его наставником в духовных вопросах был Симеон Богоприимец. Богоприимцем его назвали потому, что он благословил младенца-Иисуса и принял его как Бога, когда того впервые принесли в храм. С именем Симеона предание связывает еще одну историю: он был одним из семидесяти переводчиков, трудившихся над переводом Ветхого Завета с еврейского языка на греческий (так называемая Септуагинта - перевод семидесяти). По легенде, Симеон переводил пророчества Исайи о будущем приходе Мессии. Прочитав строки «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он хотел исправить «дева» на «жена», решив, что это описка. И тогда, сообщает предание, сам ангел отвел его руку, сказав: «Еще при жизни ты, Симеон, убедишься, что пророчество - истинно». Евангелие от Луки называет Симеона человеком, на котором был «Дух Святый». Такой учитель был у апостола Матфия.

Святитель Димитрий Ростовский, автор одной из версий жития апостола, сообщает: Матфий последовал за Христом сразу же, как Тот по прошествии 30 лет от рождения явил себя миру. Он оставил мирские заботы и «наслаждался лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения». За рвение и душевную чистоту Господь и выбрал его на апостольское служение, заключает святитель Димитрий.

Благая весть

Матфий был в числе других апостолов при сошествии Святого Духа - на это указывает строка из «Деяний»: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (ближайшие 12 учеников, к которым уже присоединился Матфий. - РП) были единодушно вместе». Вместе со всеми в тот день он исполнился Святого Духа и начал говорить на иных языках.

После этого апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской, пишет святитель Димитрий Ростовский. Святому Матфию досталась по жребию Иудея. Насколько опасным было дело проповеди среди своих соплеменников-иудеев, показывает текст «Деяний»: в то время как одни охотно слушали проповеди и шли креститься (известно, например, что апостол Петр после одной из первых проповедей крестил до 3 тысяч человек), другие видели в первом христианском поколении еретическую секту, искажающую закон, данный Моисеем. В каждом иудейском городе суд вершил Синедрион, состоявший из 23 человек (Верховный, или Великий, Синедрион в Иерусалиме состоял из 71 человека), среди которых были представители священства и знатных фамилий. Синедрион имел право приговаривать к смертной казни - для этого требовалось большинство в два голоса. Стефана, одного из лидеров христианской общины, Синедрион приговорил к смерти через побивание камнями, усмотрев в его словах хулу на древний закон. В конце концов Синедрион был тем органом, который осудил на смерть самого Христа.

Житие сообщает: проповедуя некоторое время в Иудее, Матфий ушел в Эфиопию, а затем переместился в Македонию. Святитель Димитрий Ростовский говорит о многочисленных чудесах: везде апостола пытались убить язычники, и везде он чудесным образом выходил от них живым, продолжая исцелять людей, благовествовать и множить сторонников во Христе.

После путешествий Матфий вернулся в страну своего жребия - Иудею. Судьба его была предопределена.

Последний суд

Незадолго до возвращения Матфия Синедрион во главе с первосвященником Ананом казнил Иакова, одного из 70 учеников Христа. По приказу Синедриона, Иакова сбросили с крыши храма и на земле, умирающего, добили камнями.

Исследователи спорят о личности Анана. Есть мнения, что иудейские священники Анан и Анна, к которому приводили Христа, - одно и то же лицо. Однако версия маловероятна: известно, что Анна, беседовавший с Христом, был стар и оставил этот пост приблизительно в 16–18 гг. н.э., передав его своему зятю Каиафе и оставаясь при Синедрионе кем-то наподобие консультанта. В то же время казнь Иакова произошла, согласно преданию, в 62 году, спустя более чем 30 лет спустя со времени Страстей Христовых. Поэтому Анна и Анан, упоминающийся в житии Матфия, - это, вероятнее всего, разные люди.

Автор жития называет Анана «хулителем и ненавистником Христа, гонителем христиан». Апостола Матфия привели к нему из Галилеи - его схватили в одной из синагог, куда он зашел с проповедью. Под стражей его отправили в Иерусалим.

Димитрий Ростовский приводит детальное описание диалога первосвященника с апостолом. Первосвященник предлагает Матфию выбрать одно из двух: «Или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь. Или именоваться христианином и умереть». Матфий отвечает, что для него имя христианина не преступление, а слава. Анан взывает к Моисееву закону и называет чудеса Христа колдовством. Матфий говорит, что Христос и есть тот Мессия, о приходе которого говорили ветхозаветные пророки. «Покайся? - просит апостола Анан. - Я дам тебе время на размышление». Апостол отказывается, поясняя, что ему не нужно время, чтобы размышлять над истиной, которую он уже обрел. Этими словами он подписывает себе смертный приговор.

Согласно житию апостола до смерти забили камнями в месте казни, называемом «вефласкила» («дом побиенных камнями»). Перед смертью он сказал своим палачам: «Лицемеры! Справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: "Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную"». В отместку за эти слова палачи после убийства отсекли ему голову. Так поступали с теми преступниками, которые посягали на власть кесаря. Таким образом иудеи хотели представить Матфия римлянам как противника власти.

Апостол Матфий закончил земную жизнь в 63 году. В тех местах, где прошел он при своей земной жизни, сегодня благоденствуют православные церкви.

Святой апостол МАТФИЙ (†ок.63)

Апостол Матфи́й — один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).

По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12-ти Апостолов. По отпадении Иуды лик 12-ти Апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников Общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» - свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения. Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.

Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, напоминает нам о той истине, что "жребием владеет Бог" . Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь об пророке Ионе, бежавшего от лица Господня на корабле в Фарсис, и которого по жребию бросили в море; или об избрании по жребию Саула сына Кисова на царство. В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1:9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным.

По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от "людоедов" (скифов?).


По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия) , где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне - с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.

Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу - тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.

Мученическая кончина святого апостола Матфия

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует!» - яростно вскричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей».

После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит - Дом побиенных каменьями. Сюда привели и Матфия. Два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. (По греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Иногда путают имена двоих апостолов: и Матфия. Различия в их именах можно увидеть, посмотрев их перевод с арамейского. Матфей - Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий - Маттий. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий - последним.

Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Мощи святого апостола Матфия в Трире

Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых, по преданию, в Германию императрицей Еленой, хранится в Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.



Аббатство св.Матфия в Трире. Под плитой находится саркофаг с мощами святого апостола Матфия


Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире культ св. Матфия некогда был очень развит. В Госларе чеканили из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).

Храм святого Апостола Матфия в Санкт-Петербурге

Если на Западе существует более полусотни католических, методических и лютеранских храмов, посвященных апостолу Матфию, то в России находился только один православный Храм святого Апостола Матфия (Покровская церковь) в Санкт- Петербурге, взорванный в 1932году.


Церковь Святого Апостола Матфия в начале ХХ века. Санкт-Петербург.

Этот исторический храм - ровесник города. 9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Годом ранее по проекту самого Петра была заложена первая деревянная церковь Петра и Павла. Позднее, когда рядом положили основание будущему каменному собору, деревянную церковь перенесли с Заячего острова на Березовый (ныне - Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия в 1720 г. в память о Нарвской победе. Этот храм связан также с именем блаженной Ксении Петербургской. В житии блаженной говорится, что «проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петроградской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди». В приходе этого храма прошла вся ее жизнь: здесь она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. К сожалению теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. С 2001 года здесь проходят молитвенные стояния с целью возрождения исторической святыни.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Светозарное, яко солнце, во весь мир изшедшее вещание твое, просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле.

Апостол Матфий (заменил Иуду)

Святой Апостол Матфий родился в Вифлиеме и происходил из колена Иудина. С детства изучал Закон Божий под присмотром Симеона Богоприимца. Был избран по жребию в число после смерти Иуды Искариота(предателя). До избрания находился в числе семидесяти учеников Иисуса. Присутствовал при сошествии Святого Духа.

В книге апостольских Деяний о Матфие упоминается так:

Проповедовал апостол Матфий в Иерусалиме и Иудее вместе с другими апостолами. Из Иерусалима вместе с Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, Амасию, Эдессу и Севастию. По церковному преданию, был с проповедями в Эфиопии Понтийской (ныне Грузия), Македонии. Он творил великие чудеса именем Господа и очень многих обратил в веру Христову.

Смерть апостола Матфия относят к 63 году. Он был осужден в Синопе синедрионом на смерть и по одной из версий — побит камнями, а по другой – распят на кресте.

Мощи святого апостола Матфия находятся в Трире (Германия), в аббатстве св. Матфия.


Дни почитания 9 августа и 30 июня (по юлианскому календарю) 22 августа, 13 июля (н.ст.) у православных, у католиков – 14 мая.

© 2024 Строительный портал - PvaStudio