Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

К составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих. Приказ ФНС об утверждении формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях — Российская газета Акт об обнаружении фактов свидетельствующих о предусмотренных

Закон предусматривает порядок применения к работнику дисциплинарного взыскания.

В любом случае, нарушение работником своих обязанностей необходимо документально зафиксировать.

Среди документов, подтверждающих факт нарушения, могут выступать: докладная записка, акт о нарушении, а также решение специально создаваемой комиссии.

Основным документом в этом перечне является акт о нарушении.

Особенности акта

Акт о нарушении - специфический вид документа, в котором указывается факт совершения какого-либо нарушения работником, а также связанные с этим обстоятельства.

Среди нарушений, на основании которых может быть составлен акт, являются:

  1. невыполнение трудовых обязанностей;
  2. нахождение работника в рабочее время за пределами своего рабочего места (прогул);
  3. нахождение на рабочем месте в пьяном виде;
  4. другие.

Форма, порядок составления и содержание акта

Обычно данный акт составляется либо непосредственным начальником, либо работником отдела кадров.

Специальной формы для акта о нарушении не предусмотрено. Он может составляться как на специально отведённом для этого бланке, так и в свободной форме.

Обязательно следует указать следующую информацию:

  1. Данные о работнике;
  2. Время и место нарушения;
  3. Лицо, составившее акт;
  4. Информация о нарушении, с указанием на норму законодательства, которая была нарушена;
  5. Объяснения нарушителя.
  6. Подписи присутствовавших.

По правилам работник также обязан подписаться в акте. Однако если он это делать отказывается, то необходимо внести в акт отметку с указанием об отказе в подписи. При этом составитель удостоверяет факт отказа своей подписью.

Если работник явился в пьяном виде, то, прежде всего, следует подтвердить факт опьянения медицинским заключением, при возможности - найти свидетелей, которые в будущем могли бы подтвердить данное обстоятельство.

Акт регистрируется в организации, в которой трудится работник. Срок его хранения - 3 года.

Цели составления акта

Акт необходим в первую очередь для того, чтобы в случае обжалования работником наложения дисциплинарного взыскания работодатель смог использовать этот документ в качестве основного доказательства факта нарушения.

Отсутствие такого акта может повлечь для работодателя ответственность, в том числе и административную. Она наступит в том случае, если работник докажет применение работодателем дисциплинарного взыскания без наличия на то оснований. Таким образом, без наличия акта работодателю будет сложно доказать факт нарушения.

Ниже расположен типовой бланк и образец акта о нарушении вариант которого можно скачать бесплатно.

Регистрационный N 8822

В соответствии с пунктом 3 статьи 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436), приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Форму Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 1 к настоящему приказу;

1.2. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести до нижестоящих налоговых органов настоящий приказ и обеспечить его применение.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
А. Сердюков

Приложение 2

Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123)

1. Настоящие Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) применяются при обнаружении в ходе мероприятий налогового контроля (в соответствии со статьей 1014 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса).

2. При обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) (далее - Акт).

3. В Акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

4. Акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. К Акту прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в Акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения Акта.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в Акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

5. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, Акт составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Кодекса.

7. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

7.1. Вводная часть Акта должна содержать:

1) номер Акта (присваивается при его регистрации в налоговом органе);

2) наименование места составления Акта;

3) дату Акта. Под указанной датой понимается дата составления Акта должностным лицом налогового органа;

4) фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, составившего Акт, его должность и классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

5) указание на пункт 1 статьи 1014 Кодекса, на основании которого должностным лицом налогового органа составлен Акт;

6) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество лица, совершившего налоговое правонарушение. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о совершении предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования обособленного подразделения и место его нахождения;

7) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

8) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (ИНН физического лица при наличии). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается код причины постановки на учет (КПП).

7.2. Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;

Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах.

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах.

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний.

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах со ссылкой на конкретные нормы Кодекса и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

7.3. Итоговая часть Акта должна содержать:

выводы о наличии признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налоговых правонарушений со ссылкой на правовые нормы Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

предложения о взыскании с банка неперечисленных сумм налогов (сборов, пени и штрафов) (приводится в случае выявления налоговым органом неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса);

предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на устранения и пресечение обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах;

указание на количество листов приложений к Акту.

8. Акт подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать Акт делается запись:

"__________________________________

с указанием его должности,

от подписи Акта отказался", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. До вручения лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), Акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

При вручении Акта на последней странице экземпляра Акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

"Экземпляр Акта с приложениями на___ листах получил" за подписью лица, совершившего налоговое правонарушение (его представителя), с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если лицо, совершившее налоговое правонарушение, уклоняется от получения Акта, должностным лицом налогового органа делается отметка в Акте:

"_______________________________

(Ф.И.О. руководителя организации

___________________________________

с указанием его должности,

Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. его представителя)

от получения Акта уклонился", заверенная подписью должностного лица налогового органа с указанием даты.

После проставления отметки об уклонении от получения Акта Акт направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, по почте заказным письмом.

Документ утратил силу или отменен

Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о...

Приложение N 39

к приказу ФНС России

от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@

ТРЕБОВАНИЯ

К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ

О ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ДЕЛА О ВЫЯВЛЕНИИ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЮТСЯ

В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТАТЬЕЙ 101 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

1. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее - Акт) составляется на бумажном носителе или в электронной форме.

Акт составляется на русском языке. В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения налогового правонарушения.

2. Акт на бумажном носителе составляется только по утвержденной форме, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере.

Листы Акта , в случае составления на бумажном носителе, и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к Акту в виде отдельных сшивок. Не допускается скрепление листов Акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Форма Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101) утверждена приложением N 38 к настоящему приказу.

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, совершившего налоговое правонарушение;

идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения.

сведения об обнаруженных фактах нарушения законодательства о налогах и сборах - документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний;

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах, со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту . При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

3.3. В итоговой части Акта указываются выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций:

выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи Кодекса, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного Кодексом (справочно);

ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ОТЛИЧНЫХ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (ПО СТ. 101.4 НК РФ)

1. ВРУЧЕНИЕ (НАПРАВЛЕНИЕ) АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 120, 122, 123 НК РФ)

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен совершившему правонарушение лицу.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал следующее. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений, то применительно к п. 5 ст. 100 НК РФ следует исходить из того, что такой акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его составления.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) должен быть вручен лицу, в отношении которого он составлен, в течение пяти дней с даты составления

Пленум ВАС РФ отметил: ст. 101. 4 НК РФ не предусматривает срок для вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля.

Суд указал, что применительно к п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ следует исходить из того что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты его составления.

Позиция 2. Срок вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) не установлен

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) (“Адвокат”, 2013, N 2)

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Порядок привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ (Пантюшов О.В.) (“Налоги” (газета), 2010, N 18)

Тематический выпуск: Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов(Зуйкова Л.П.) (“Экономико-правовой бюллетень”, 2009, N 10)

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении факта нарушения налогового законодательства, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностное лицо инспекции в течение 10 дней со дня выявления нарушения должно составить в установленной форме акт (далее – акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений).

Акт вручается совершившему правонарушение лицу, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если названное лицо уклоняется от получения акта, в акте делается соответствующая отметка и он направляет указанному лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть направлено почтой, если вручить его совершившему правонарушение лицу невозможно.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления от 30.07.2013 N 57, указал следующее.

Согласно п. 4 ст. 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений этот акт направляется по почте заказным письмом. Поскольку указанной нормой не установлен специальный срок для направления таких актов, то следует исходить из того данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

Подробнее см. документы

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (п. 29)

Поскольку п. 4 ст. 101.4 не установлен специальный срок для направления акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой в случае невозможности его вручения, данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

2. УВЕДОМЛЕНИЕ О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление направлено по почте без описи вложения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым почтовые квитанции не являются доказательством надлежащего извещения налогоплательщика, поскольку не подтверждают, какой документ был отправлен.

Подробнее см. документы

Суд установил, что отсутствует опись, подтверждающая направление по почте именно уведомления о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Это послужило одним из оснований для признания недействительным решения инспекции.

Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/4792-09 по делу N А40-78154/08-116-266

Суд не принял в качестве доказательств почтовые квитанции, так как их содержание не свидетельствует о направлении обществу именно извещения о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Поскольку доказательства вручения налогоплательщику извещения отсутствуют, решение инспекции признано недействительным как принятое с существенными нарушениями.

Суд не принял в качестве доказательства список на отправку заказной корреспонденции, поскольку из него не следует, что налогоплательщику было направлено именно уведомление. Письмо было возвращено инспекции по истечении срока хранения, однако она не воспользовалась другими способами извещения, хотя знала номер телефона общества. Решение налогового органа признано недействительным, как принятое с существенными нарушениями.

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

В соответствии с п. 4 ст. 101.4 НК РФ акт о выявлении правонарушения вручается совершившему его лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день считая с даты отправки. Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция извещает налогоплательщика заблаговременно.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление было направлено по почте, но инспекция не убедилась в его фактическом получении.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым требование об обеспечении возможности участвовать в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля не является выполненным, если решение принято при отсутствии информации о фактическом извещении налогоплательщика.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2009 N Ф09-2783/09-С3 по делу N А60-35186/2008-С8

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции после принятия решения. Поскольку при принятии решения инспекция не установила факта надлежащего уведомления налогоплательщика, ее решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2009 по делу N А62-1280/2009

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции до принятия решения. Поскольку инспекция не приняла других мер по извещению налогоплательщика, хотя располагала номером его телефона, принятое решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция заблаговременно извещает налогоплательщика. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что в извещении отражена дата рассмотрения, но не проставлено время.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому указание только даты рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является существенным нарушением, влекущим признание решения инспекции недействительным.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2009 N Ф09-327/09-С3 по делу N А50-10157/08

Суд установил, что в направленном налогоплательщику акте отражена дата рассмотрения материалов проверки, но не указано время. Поскольку это является существенным нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля, решение инспекции признано недействительным.

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, которое совершило налоговое правонарушение, вправе при несогласии с фактами, изложенными в акте, представить свои письменные возражения. С 24.08.2013 это следует сделать в течение месяца со дня получения акта (до 24.08.2013 – 10 дней).

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ если течение срока, установленного п. 5 ст. 101.4 НК РФ (в редакции, действующей с 24.08.2013), не завершилось до 24.08.2013, то этот срок исчисляется в порядке, действующем после 24.08.2013.

ФНС России в Письме от 15.08.2013 N АС-4-2/14794 разъяснила порядок применения указанных переходных положений. Было отмечено, что по актам проверок, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение месяца со дня получения акта.

Согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

Возникает вопрос: является ли существенным нарушением принятие решения до истечения срока для представления возражений?

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым принятие инспекцией решения до истечения срока для представления возражений налогоплательщиком является основанием для отмены такого решения.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2010 по делу N А32-15610/2009-63/193 (Определением ВАС РФ от 14.09.2010 N ВАС-12271/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Это явилось одним из оснований для отмены решения как принятого с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Фактически извещение было получено через два дня после его отправления. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2009 по делу N А56-60459/2008

Суд установил, что решение инспекцией принято до истечения 10 рабочих дней с даты фактического получения налогоплательщиком акта с уведомлением, отправленных заказным письмом. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии налогоплательщика. Причем о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно. В ходе рассмотрения материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает основания и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения.

При этом в силу п. 8 той же статьи по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит соответствующее решение.

Возникает вопрос: должно ли решение быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля и является ли вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля основанием для отмены такого решения?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов.

В то же время есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля не является основанием для признания недействительным такого решения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является основанием для признания данного решения недействительным

Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008

Суд установил, что налоговый орган принял решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля, а позднее. Поскольку в день рассмотрения материалов решение принято не было, процедура рассмотрения указанных материалов не была завершена. При отсутствии доказательств извещения общества о рассмотрении материалов в день фактического принятия решения суд сделал следующий вывод: решение вынесено с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов. Это явилось одним из оснований для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2008 N Ф09-9933/08-С3 по делу N А50-776/08

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 по делу N А05-11101/2008

Суд установил, что инспекция вынесла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля. Он указал, что, поскольку налогоплательщик не был извещен об изменении даты рассмотрения материалов, решение инспекции является недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60473/2008

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10426/08-С3 по делу N А50-10156/08

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 по делу N А56-60438/2008

Суд установил, что инспекция приняла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля, а позднее. Суд учел отсутствие доказательств рассмотрения возражений в назначенный день и извещения об их рассмотрении в другой день и признал решение недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60430/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу N А56-60424/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2009 по делу N А56-60457/2008

Позиция 2. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика не является основанием для признания решения недействительным

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2013 по делу N А27-12514/2012 (Определением ВАС РФ от 09.04.2013 N ВАС-3382/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению налогоплательщика, инспекция не обеспечила ему возможность участия в процессе рассмотрения материалов, поскольку рассмотрение акта и иных материалов состоялось с участием его представителя в один день, а решение вынесено в другой.

Суд установил, что после рассмотрения акта и иных материалов организация дополнительных документов в налоговый орган не представляла и инспекция в день вынесения решения рассмотрения не производила. ФАС указал, что различие дат рассмотрения материалов и составления (оформления) решения не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены решения.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2013 по делу N А27-12513/2012

Суд указал, что принятие (оформление) решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля и без участия налогоплательщика не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены принятого инспекцией решения.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2013 по делу N А61-571/2012 (Определением ВАС РФ от 16.09.2013 N ВАС-12499/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что из положений ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день, но только с извещением налогоплательщика о времени и месте принятия решения. Делая такой вывод, суд учел позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу N А32-1903/2009-30/5-51/275

Постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2009 N Ф09-8166/09-С3 по делу N А50-3179/2009

Суд установил, что акт налогового органа и другие материалы были рассмотрены с учетом возражений налогоплательщика. Суд указал, что из содержания ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля или в присутствии налогоплательщика. Вынесение решение в другой день не является нарушением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налогового контроля.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3786/09-С3 по делу N А50-17216/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3782/09-С3 по делу N А50-17217/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-3478/09-С3 по делу N А50-17218/2008

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности излагаются в том числе доводы налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки.

В соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, является ли отсутствие в решении инспекции результатов рассмотрения возражений налогоплательщика основанием для отмены этого решения.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, согласно которому отсутствие в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика служит основанием для отмены решения.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2009 N Ф03-6774/2009 по делу N А51-389/2009

Суд указал, что одним из оснований для признания решения инспекции недействительным послужило неотражение в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика.

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 8 ст. 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение. Основанием для его отмены служит несоблюдение порядка рассмотрения материалов (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, может ли решение быть вынесено должностным лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому принятие решения должностным лицом, не рассматривавшим материалы мероприятий налогового контроля, является основанием для отмены такого решения.

В то же время имеется судебный акт, согласно которому рассмотрение акта и принятие решения разными должностными лицами не являются основанием для отмены решения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, является основанием для отмены решения

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

Решение инспекции признано недействительным, поскольку оно подписано должностным лицом, которое не рассматривало материалы мероприятий налогового контроля.

Позиция 2. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, не является основанием для отмены решения

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 по делу N А06-7317/2010

Суд указал, что рассмотрение акта и принятие решения разными лицами не может повлечь недействительность решения. Суд обосновал свою позицию тем, что решение о привлечении к ответственности принято уполномоченным должностным лицом – руководителем, чьи обязанности во время отпуска временно исполнялись другим лицом.

5. ВРУЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ,

ВЫНЕСЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

5.1. В какой срок должно вручаться решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (п. 4 ст. 31, ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства (за исключением правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) инспекция в течение 10 дней с даты его выявления должна составить соответствующий акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и прилагаемых к нему документов налоговый орган принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

До 24.08.2013 действовал п. 11 ст. 101.4 НК РФ, которым было предусмотрено, что копия указанного решения вручается соответствующему лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если данное лицо уклонялось от получения копии решения, она направлялась по почте заказным письмом и считалась полученной по истечении шести дней после даты отправки.

С 24.08.2013 вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ, согласно которой документы, используемые инспекцией при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть вручены под расписку, направлены заказным письмом по почте или представлены в электронной форме, если порядок их передачи Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

В Налоговом кодексе РФ не указан срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, заинтересованному лицу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 изложил следующий вывод. Применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что рассматриваемое решение должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (п. 28)

Позиция ВАС РФ заключается в следующем. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что оно должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

Позиция 2. Срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, не установлен

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) (“Адвокат”, 2013, N 2)

Аналогичные выводы содержит:

Тематический выпуск: Налоговые проверки – 2011 (Зуйкова Л.П.) (“Экономико-правовой бюллетень”, 2011, N 6)

© 2024 Строительный портал - PvaStudio